Новости

В поисках крыши: в Пионерском ищут дом для многодетной семьи с сиротами — МК Калининград

В поисках крыши: в Пионерском ищут дом для многодетной семьи с сиротами

Поделиться

Многодетная семья из Пионерского вынуждена жить в школе после разрушения дома. Фото:МК в Калининграде/Жанна Мейлер

Многие годы власти отказывали родителям в выделении земельного участка и средств на строительство дома, в итоге – дождались экстренной ситуации.

До начала учебного года меньше недели, а в спортзале начальной средней школы города Пионерский рядом со спортинвентарем – раскладушки, сушилки для белья, телевизор и чайник с печеньем на парте. Здесь живет многочисленная семья Морозовых: родители Лариса и Сергей и восемь их приемных детей.

Спортзал, в котором живет семья Морозовых после разрушения дома. Фото: личный архив семьи Морозовых

– Нам поставили раскладушки в спортзале, дали постельное белье. Правда, в туалет нужно ходить на второй этаж, душ принимать – в соседнем здании спортшколы. Кухни, конечно, нет, поэтому нас кормят три раза в день в школьной столовой, – рассказывает отец семейства Сергей Морозов.

На протяжении 17 лет Морозовы жили в доме неподалеку – на улице Вокзальной. Это двухэтажное здание 1956 года постройки принадлежит муниципалитету. Оно разделено на два крыла. В одном – детская школа искусств, другое крыло занимали Морозовы и их дети. Ночью 11 августа семья проснулась от ужасного треска: их дом буквально складывался, как карточный. Пришлось срочно эвакуироваться. С тех пор Морозовы живут в спортзале.

Разрушенный дом, где жили Морозовы. Фото:МК в Калининграде/Жанна Мейлер

Супруги рассказали, что половину здания на Вокзальной – 280 квадратных метров – администрация Пионерского предоставила им в пользование на условиях безвозмездной аренды: на тот период, пока они воспитывают приемных детей. Лариса и Сергей вспоминают, что еще в 2009 году губернатор Калининградской области Георгий Боос обещал построить для семьи индивидуальный жилой дом за счет областного бюджета, тогда даже проект подготовили. Но строительство так и не началось: чиновники, по словам Морозовых, отказали в выделении средств на дом, объяснив это тем, что сиротам по достижении совершеннолетия положено жилье от государства.

Лариса и Сергей Морозовы у своего бывшего дома. Фото:МК в Калининграде/Жанна Мейлер

Супруги подсчитали, что из 45 воспитанных за 17 лет Ларисой и Сергеем приемных детей, жилье от государства, положенное по закону сиротам, получили лишь четыре человека. И те – через суды: Лариса постоянно судится с государством за право ее детей на жилье. Остальные, по ее словам, повзрослев, вынуждены снимать комнаты и квартиры, либо еще какое-то время после наступления совершеннолетия, продолжают жить с родителями.

– Один из сыновей сейчас на СВО, он – сирота, жить ему совершенно негде, но жилье ему все равно не дают, – обеспокоена Лариса. – Дом его биологических родителей в Черняховске сгорел, нет даже адреса, он прописан в военной части.

Отчий дом Морозовых – это то место, куда возвращаются все их совершеннолетние дети, потому что часто им больше некуда идти.

– Чиновники учитывают только несовершеннолетних, а старших куда девать? – не понимает Лариса. – Да, многие из них снимают жилье, но бывают ситуации, когда денег нет, или хозяева просят срочно освободить жилье – куда идти? Конечно, к маме с папой. Приезжают наши студенты, которые живут в общежитиях, куда им летом деться – только к родителям.

В 2019-м Сергей и Лариса собрали документы для получения участка земли, как многодетная семья, чтобы построить дом самостоятельно. Но, по словам супругов, им отказали, объяснив, что землю выделяют только малообеспеченным и нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям.

– Наша семья не имеет статуса малообеспеченной. Получаем пособие 10 тысяч в месяц на ребенка, плюс наша зарплата как опекунов – 3500 за ребенка. Но расходы никто не считает. А мы за один поход в магазин закупаем только продуктов на 30 тысяч, их едва на неделю хватает. Плюс коммуналка, одеть-обуть детей, я к школе готовлюсь все лето, – объясняет Лариса.

На данный момент с Морозовыми живут 8 детей от 13 до 17 лет, плюс две дочери-студентки, которые приехали на каникулы из Мурманска и уедут на учебу в сентябре. Еще двое сыновей-военных приехали в отпуск, они жили в родительском доме, пока тот не развалился. Сейчас их приютили другие старшие дети Морозовых, которые снимают отдельное жилье.

– Почему наш дом развалился? Рабочие вырыли траншею вдоль стены, говорят, там были какие-то грунтовые воды, но мы никогда на сырость не жаловались. Скорее всего, это ошибка строителей, которые начали работы, – предполагает Сергей. – Мы в нашем доме жили хорошо, нас все устраивало, и никакие работы поводить мы не просили. Как нам сказали рабочие, они хотели проложить в траншею трубы, чтобы вода уходила. Теперь отремонтировать наш дом невозможно, его надо сносить: полы все искривились, крыша просела.

– Дом очень жалко. Мы всю ночь тогда стояли на улице: он хрустит, а у меня сердце кровью обливается, – вспоминает Лариса. – Только недавно обновили фасад и установили новую крышу, мы сделали свежий ремонт, купили новые диваны детям. У нас во дворе цветник, Сергей домик для младших ребят построил со скамеечками и столиком. Большая кухня, спортивный уголок был. Детские деревянные кровати, которые Сергей смастерил своими руками, там и остались – они в самой опасной комнате, оттуда невозможно что-то вынести. Мы спасли, что могли, бегом. Старшие сыновья все приехали, помогали – мы же очень дружная семья, и старшие дети, которые выросли, не разъезжаются далеко, все живут рядом с нами.

Цветник и домик для детей у старого дома Морозовых. Фото:МК в Калининграде/Жанна Мейлер

Лариса переживает за приближающийся учебный год, ведь забрать необходимые школьные принадлежности и школьную одежду для всех детей не получилось.

Все эти годы Лариса и Сергей принимают в семью детей с трудной судьбой, из неблагополучных семей, тех, кого уже забирали из детских домов другие родители и, не справившись, возвращали обратно, тех, в чьих родных семьях на глазах детей творились жуткие вещи. В семье не только калининградские ребята, но и из других регионов России: из Смоленска, Кемерово, Иркутска, Москвы. Все дети с непростыми характерами, с израненной психикой получают от Морозовых любовь и ласку.

– На некоторых мне давали такие характеристики, как будто это монстры, – делится Лариса. – И мы, взяв их, первое время ждем – «сейчас начнется». А в итоге у нас идеальные дети! Они открытые, любящие. Наша дочь, которую мы привезли из Иркутска, жила раньше в приемной семье из Москвы. Те не справились, она стала бить окна, ее хотели даже в колонию для малолеток отправить. Мы эту девочку забрали – надо было спасать ребенка. Позже она рассказала: «Мама, они меня просто не любили, закрывали, не разрешали даже с родителями вместе в комнате находиться».

– Как у Вас получается находить общий язык с такими сложными детьми?

– С ними надо быть самим собой, разговаривать на одном языке. Приходится слушать их современную музыку. Мы можем дома на кухне ни с того ни с сего танцы устроить. У меня постоянно какие-то идеи, например, могу вечером придумать делать ремонт, и утром мы все вместе дружно клеим обои в какой-то из комнат. Я очень люблю чистоту, дети это знают, и стараются сами поддерживать порядок. Папа сам мастерит всю мебель, пацаны – с ним, всему их учит. Девчонки со мной готовят. Дети во всем помогают, мне нельзя делать ничего, они мне кружку не дают помыть: «Мама, сядь, мы все сделаем!» Наши дети прекрасно понимают, что кроме нас они никому не нужны, и никто не будет о них заботиться, биться за их квартиры, за их будущее.

Морозовы не ропщут, говорят, что на раскладушках в школьном спортзале им живется нормально.

– Мы же понимаем, что моментально решить вопрос с нашим жильем невозможно, – говорят они. – Правда, весь воспитательный процесс тут нарушен. Дома у нас строгая дисциплина, график дежурств, дети моют посуду, полы, помогают убираться. А тут, в школе делать ничего не надо, в столовой все сделали за них – сидят в телефонах. Дома бы такой номер не прошел, мы ограничиваем общение с гаджетами.

К слову, охраннику школы, похоже, дали команду – не пускать журналистов в здание. Корреспонденту «МК в Калининграде» не удалось попасть во временное жилище семьи. Не смогли там побывать и многие другие представители СМИ.

Школа, в которой сейчас живет семья Морозовых. Фото:МК в Калининграде/Жанна Мейлер

Лариса и Сергей говорят: власти пообещали к началу учебного года решить вопрос лишь с их временным проживанием. По их словам, муниципалитет будет в течение шести месяцев оплачивать для семьи аренду найденного жилья. Квартира не подойдет, Морозовым нужен большой дом. И это – большая проблема. Во-первых, в Пионерском все еще продолжается туристический сезон, все свободные квадратные метры арендованы приезжими отдыхающими. К тому же, сложно найти собственников большого дома, которые согласятся сдать его в аренду семье с таким количеством детей. Лариса и Сергей все свое время также посвящают поискам. Они говорят, что их жилищным вопросом занимается не только администрация Пионерского, но и региональный Минсоц. О проблеме знает и губернатор Антон Алиханов, ситуация находится на контроле в прокуратуре и следственном комитете, но пока дело никуда не двигается. Однако, аренда жилья – это временное решение. Семье необходимо постоянное благоустроенное жилье. Лариса рассказала, что региональное министерство социальной политики предложило ее семье переехать в Гусев, где есть здание бывшего детского дома, которое чиновники готовы отдать Морозовым.

– Мы пока на этот вариант не согласились, – объясняет Лариса. – Все наши дети учатся в Пионерском, не хочется их травмировать, переводить в новую школу, многие только недавно привыкли и к учителям, и к коллективу. Нам нужен свой просторный дом в Пионерском, потому что здесь у нас уже корни пущены, старшие дети все тут. Но как нам сказали, по сути, правовых оснований, чтобы покупать для нас дом, у властей нет.

Редакция «МК в Калининграде» направила официальные запросы главе администрации Пионерского городского округа Леониду Шибаеву и Министру социальной политики Калининградской области Анжелике Майстер с просьбой проинформировать о том, какие меры предпринимаются для обеспечения пригодным для проживания жильем многодетную семью Морозовых. На момент публикации материала ответа на запросы не поступало.

Лариса и Сергей Морозовы рассказали, что планируют взять на воспитание еще сирот, когда вопрос с жильем для их семьи будет решен.

Источник: mk-kaliningrad.ru

Кнопка «Наверх»