Новости

В семейный муравейник пришел газ! — МК

В семейный муравейник пришел газ!

Поделиться

Я делала несколько попыток застать главу семейства Расула Темаева дома, но всякий раз – тщетно.

Это можно объяснить. У отца большой многодетной семьи, где растут пятеро наследников, вряд ли найдется свободная минутка, чтобы поговорить с журналистом. Но на третий раз мне повезло, я считаю, вдвойне. Потому что мне удалось побеседовать с мамой Расула – Хадижой. В тот день она никуда не спешила, хотя, как оказалось, весь дом и держится только на ней. Да и вообще в селе Нурадилово Хасавюртовского района Дагестана народ живет трудовой, праздную жизнь не приемлет, иначе не выживешь. Поэтому большинство местных имеет свое подсобное хозяйство. А с приходом природного газа в эти края кто-то, возможно, расширит масштабы своей деятельности. А у кого-то появится больше свободного времени.

– Слышала, что вам удалось сэкономить аж 300 тысяч. Ведь до забора вашего домовладения газовики бесплатно провели коммуникации протяженностью почти 100 метров.

– Ой, я и не знаю, сколько мы сэкономили. Сотрудникам газовой службы виднее. Только дом этот новый, куда провели газ, мы почти 10 лет строили. Сколько пота в него вложили, средств, моральных ресурсов. Думали, не достроим, силы закончатся. А на новую газовую плиту откладывали средства из детских пособий. На пятерых детей государство ведь оказывает помощь. В общей сложности выходит – 65 тысяч рублей. Часть денег идет на детское питание, памперсы, но что-то удается отложить и для улучшения жизни. Нам очень нужна была 6-комфорочная плита. Меньшая нам не подходит. Ведь народу в семье очень много.

– Сколько вас?

– Сейчас 12 человек. Но вы удивитесь еще больше, когда узнаете, что сейчас все они живут в том самом доме, где я разместилась, когда вышла замуж в далеком 1987 году. Да-да, переезд в новый дом, который мы все строили почти десятилетие и куда в начале августа пришел газ, состоится скорее всего ближе к зиме. В нем ведь сегодня еще много чего нужно обустраивать: убираться, завозить мебель, оборудовать кухню. В общем, создавать условия для жизни.

– А сейчас у вас какие условия?

– Условия можно объяснить двумя-тремя предложениями. И сразу становится всё понятно. Все сейчас как жили, так и живут в нашем маленьком доме – муравейнике. Он стоит неподалеку от нового. Наш муравейник хотя и небольшой, но очень вместительный. Уместились же здесь как-то 12 человек. В домике у меня всего четыре комнатки. Две из них занимает Расул с семьей. Другие две – наш младший сын с женой и детьми. Я сама живу на кухне. А сама кухненка расположена во дворе. Когда я вышла замуж, у нас с мужем родилось четверо детей: две дочки и два сына. У всех давно свои семьи. Дочки живут у своих мужей. У нас ведь в Дагестане свои традиции.

Строгие обычаи

Если в дагестанской семье имеются несколько сыновей, старшие могут жить отдельно от родителей. Но самый младший сын должен остаться с родителями. Само собой разумеется, что и дом, и имущество останутся младшему.

– Расул – это наш старший сын. Вот он и должен уйти в свой дом. В тот, который долго строился. Старшие отделившиеся дети у нас ни на что не претендуют. Эта традиция в основном бытует у даргинцев, кумыков, лезгин. Но и у других народностей, которые живут в Дагестане, тоже существуют подобные обычаи. Многие в наших краях знают притчу, как ехал по земле посланник Бога на муле и раздавал из огромного мешка всем народам языки: китайцам – китайский, арабам – арабский, русским – русский, французам – французский и т. д. Разные были языки: один певучий, другой трескучий, третий твердый, четвертый красочный, пятый нежный и т. д. Народы радовались такому дару и тотчас начинали говорить по-человечески, каждый на своем языке. Благодаря своим языкам люди лучше узнавали друг друга, а народ лучше узнавал другой, соседний народ, – говорит Хадижа. – Вот доехал посланник на муле до нашего Дагестана. Но случилось так, что в горах наших суровых в тот день разгулялась снежная буря. От глубоких ущелий до самого неба ничего не было видно – ни дороги, ни домов. Слышен был только рев, грохот каменных обвалов да рычание рек. У раздавателя языков леденели усы. Рассердился он и высыпал все оставшиеся языки на горы и долины, мол, сами разбирайтесь.

Высыпанные языки подхватила буря, начала носить и метать по ущельям и скалам. Но тут выскочили из своих домов все дагестанцы. Торопясь и отталкивая друг друга, побежали они навстречу благодатному золотому дождю, которого ждали тысячелетиями. Начали хватать, собирать драгоценнейшие зерна, кому какое досталось. Каждый тогда раздобыл себе свой родной язык. Это было на седьмой день, когда все другие народы отдыхали. Дагестанцы были заняты: они приобретали величайшее из сокровищ – язык.

Хадижа даже вспомнила на эту тему стихотворение:

Дагестан, Дагестан,

Это сорок разных стран.

И притом всего одна

Чудо – горная страна.

Бог по миру проходил,

На плече мешок тащил,

А в мешке (без дураков)

Было сорок языков.

На горе споткнулся Бог,

И рассыпался мешок!

Разбежались языки

От реки и до реки.

– Например, в нашем селе Нурадилово больше всех представителей чеченской национальности, потом идут аварцы, затем кумыки и русские, затем даргинцы, – говорит Хадижа. – Но наши исконные традиции больше всего соблюдают в далеких селах. Например, даже встречаются случаи, когда мать считает, что невестка недостойна ее сына. А перечить старшим здесь не положено. А уж тем более не считаться с мнением матери своего мужа. Потому молодым женам приходится терпеть критику, упреки и нравоучения. Выдерживают не все.

Газ в хозяйстве – огромное подспорье  

Рассказала Хадижа и о своем подсобном хозяйстве.

– На земле я тружусь с утра до вечера. К такому образу жизни привыкла со времен замужества, – говорит мама Расула Темаева. – У нас растет очень много клубники. Считается, что очень выгодно выращивать те культуры, которые стоят дороже остальных. Например, клубника и чеснок относятся именно к таким. Наше подсобное хозяйство спасало всю семью от голода не один раз. Когда много детей в семьях, в первую очередь нужно заложить в них такой «фундамент», чтобы они не болели. У Расула ведь шестеро детей было, один малыш – умер. Не могу об этом без слез вспоминать. Но жизнь идет дальше.

Хадижа притихла, вздохнула и продолжила.

– Вот в этом старом доме с момента замужества, считай, вся жизнь моя и прошла. У меня здесь два места силы – земельный участок и кухня. Я очень люблю для семьи готовить полезные кушанья, – говорит Хадижа. – А в Нурадилово газ пришел, когда еще первая чеченская война не началась. Помню, как у нас появилась первая 4-комфорочная плита. Это праздник был. Помню, как муж отопление провел. Тепло стало. У меня вообще газ в доме вызывает теплые воспоминания. Это уютный желтый свет в окошке, дымок из трубы, запахи выпечки, теплые батареи. Социальная газификация Хасавюртовского района – это счастливые новости для нас. А ведь у многих название нашего района вызывает воспоминания о военном конфликте. Нужно об этом побыстрее забыть и не оглядываться назад. Я представляю сейчас, как наше село преобразится. Всё только начинается. Новый дом Расула и еще одной многодетной семьи подключили в числе первых. Дали компенсацию на газификацию. Ведь площадь построенного дома немаленькая – больше 200 кв. м. Соседи приходили, спрашивали, как всё прошло. Сын рассказывал. Потом я поинтересовалась и оказалось, что заявки на проведение газа уже несколько сотен человек написали. Процесс запущен.

Фото из семейного архива героев историй

Перейти на проект

Источник: mk-kaliningrad.ru

Кнопка «Наверх»