Новости

Экс-чиновник МВД России Александр Немчиков попал в плен на Украине и исчез — МК

Экс-чиновник МВД России Александр Немчиков попал в плен на Украине и исчез

Жена уже больше года ничего не знает о его судьбе

Поделиться

Посмотрите на эти два фото, на которых изображен один и тот же человек — Александр Немчиков. Но на первом снимке он в форме высокопоставленного сотрудника МВД России в своем ведомственном кабинете на Житной, на втором – в робе украинского военнопленного на фоне стены тюремной камеры.

Никого сегодня не удивишь тем, что полицейский стал арестантом. Но чтобы российский экс-чиновник попал в плен к своим под видом украинца… такое, пожалуй, впервые.

Жена и двое детей Немчикова уже больше года безуспешно пытаются узнать о нем хоть что-то. У женщины нет с ним никакой связи – ни телефонной, ни почтовой. На все ее запросы приходят странные ответы.

Семья уверена, что это не простое недоразумение и что с ним могли сыграть злую шутку его недоброжелатели. Еще до присоединения Крыма к России он уехал на Украину, опасаясь возможного уголовного преследования. Но именно на Украине стал фигурантом такого дела.

В 2012 году в «МК» вышло большое расследование Александра Хинштейна, посвященное гардеробу сотрудников МВД. Напомню, это был период реформы ведомства, когда милиционеры превратились в полицейских, и для всех них потребовалось новое обмундирование. Рашид Нургалиев лично утверждал и ее цвет, и образцы.

Но разразился грандиозный скандал — готовая форма оказалась китайского производства и низкого качества. Тыл в то время курировали первый замминистра Сергей Герасимов и его помощник, начальник управления организации МТО (материально-техническое обеспечение) МВД Александр Немчиков.  

В итоге Немчиков (которого привел Герасимов) начал ревизию, по материалам которой были возбуждены дела, например, против начальника главного центра обеспечения ресурсами МВД Андрея Смолина. А через какое-то время возникли вопросы уже к самому Немчикову, всплыли контракты, заключенные его управлением якобы по завышенным ценам или с фирмами-однодневками. Немчиков из МВД был уволен в 2012 году, а дальше его следы затерялись (замечу, что в федеральной базе розыска такого человека не было и нет). 

И вот передо мной его жена Светлана. Она проделала тяжелый долгий путь из Украины в Москву в поисках пропавшего. Судя по ее рассказу, последние 10 лет жизнь Александра была похожа на детектив.

— Я познакомилась с Сашей в Киеве весной 2013 года, — рассказывает Светлана. — Сама я родом из Бахмута (Артемовска) Донецкой области, но в Киеве училась в вузе на экономиста.  

Когда я в первый раз забеременела в 2016 году, мы решили, что лучше из Киева перебраться в более спокойное место. И так мы купили дом в Буче. Александр  все время говорил, что его пытаются «достать» какие-то люди из России, узнать от него информацию о его бывшем начальнике. Якобы у них серьезный административный ресурс, и если он попытается вернуться сейчас в Россию, то его посадят под любым предлогом. В общем, он пережидал. 

Но это тоже было непросто. Законодательство Украины предполагает, что он не может иметь два гражданства. Но от российского гражданства Саша отказываться не хотел. Он нашел «решал» — фирму, которая за деньги обещала сделать так, чтобы у Саши осталось и гражданство РФ, и украинский паспорт появился. Они оформили все так, будто у него отец родом с Украины. А потом еще Александр на всякий случай сменил фамилию на Левченко. Обо всем этом вряд ли бы кто узнал, но именно из России поступил сигнал в правоохранительные органы Украины. 

Из материалов уголовного дела, заведенного на Украине в 2017 году:

«Левченко (Немчиков), граждан РФ, во избежание контакта, преследования и задержания его правоохранительными органами Украины и России, действуя по предварительность сговору группой лиц в марте 2014 года обратился в миграционную службу Украины. Указал в своем заявлении заведомо ложные данные, а именно рождение на территории Украины его отца…

Кроме того, в мае 2014 года Немчиков совершил действия, направленные на смену фамилии путем регистрации фиктивного брака с использованием заведомо подложных документов (справка о беременности Левченко Оксаны, выданная врачом, который никогда не работал в указанном в ней медучреждении). После расторжения брака получил фамилию Левченко. Указанные действия в своей совокупности сделали невозможным идентификацию Левченко (Немчикова) на территории Украины и за ее пределами».

В один из дней в дом Немчиковых в Буче ворвались вооруженные люди. Все перевернули вверх дном, искали подпольную фабрику по изготовлению фальшивых документов. Не нашли. Но его самого увели. В украинских СМИ появились новости про «русскую банду», которая помогает легализоваться на Украине преступникам. 

В СИЗО, правда, Александр пробыл всего три дня, а все потому, что подделка документов не считается на Украине тяжким преступлением и за него не предусмотрено заключение под стражу. 

Немчикова отпустили, но украинский паспорт изъяли как вещественное доказательство. С тех пор (то есть с 2017 года) он жил без каких-либо украинских документов в ожидании решения суда по его делу. Не дождался. Забавно, что судебный процесс над ним на Украине идет до сих пор. Судят заочно за подделку документов. Работников фирмы, которая ему делала ложные справки, при этом не привлекают. 

В марте 2022 года, когда российские военные вошли в Бучу, то стали проверять дома — не прячутся ли там солдаты ВСУ? Зашли к Немчикову. 

— Мы из Бучи уехать не могли из-за отсутствия у Саши документов. Его без украинского паспорта и с русским акцентом расстреляли бы на первом же блокпосту. Саша все это объяснил российскому командиру подразделения, который к нам пришел. Они с ним минут 40 по двору ходили, говорили.

Но он Сашу забрал, сказал, что будут устанавливать личность. На «Тигре» его увезли со всеми гаджетами, русским паспортом и другими российскими документами, в том числе со многими наградами, которые ему давали в МВД.

На следующий день приехал этот же командир, сказал: «С вашим мужем все в порядке, он в тепле, накормлен. Мы пока не можем дозвониться до Москвы. Дозвонимся и потом вернем его».

С тех пор ничего о Саше не известно. Я начала искать мужа, сдала ДНК детей, чтобы можно было его идентифицировать. Написала заявление в полицию об исчезновении. Безуспешно. И вдруг на сайте вижу его фото с подписью, что это украинский военнопленный. Я написала им, они прислали ответ, что гарантируют, мол, он находится в удовлетворительном состоянии и ждите разъяснений. Но больше ничего не последовало. Фото Саши могло быть сделано и год назад. Вдруг его нет в живых? Мне бы хоть что-то узнать.

Светлана приехала в Москву еще в прошлом году, и с тех пор ходит по инстанциям, где представители ведомств ее выслушивают, охают, качают головой и обещают дать письменные ответы.

А вот ответы от ведомств.

МВД, СК сообщили, что уголовных дел против Немчикова не ведут. ФСБ ответила в том же духе: «Уголовные дела в отношении Немчикова не возбуждались, оперативное сопровождение уголовных дел, возбужденных другими правоохранительными органами, не осуществлялось. Сведениями о местонахождении не располагаем».

ФСИН России отписался, что среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных «лицо с указанными анкетными данными не содержится».

Интересный ответ поступил из Минобороны России: ей посоветовали обратиться в международный Комитет красного креста. Уточнили, цитирую: «Всем без исключения задержанным в соответствии с женевской конвенцией предоставлено право отправлять и получать письма и почтовые карточки, которые передаются получателям через МККК».

То есть Минобороны косвенно подтверждало, что он был задержан. Светлана написал в МККК. Ответа тоже не получила.

«На каком основании человека, не лишенного гражданства РФ, объявили украинским пленным?» — такой запрос я послала представителям власти. И после этого Светлана получила уже более четкий ответ от Минобороны. Там сказано, что Немчиков действительно был задержан во время проведения СВО и находится на территории России.

Впрочем, это не объясняет, почему подобное произошло и что с ним будет? Украинцы Немчикова своим не считают, наоборот, судят заочно как россиянина-мошенника. Немчиков как будто в одночасье стал ничей. Но при этом — пленный. 

В период военных действий случается всякое. Но Женевская конвенция была принята еще в 1949 году, и одной из ее целей было дать возможность людям знать, что с их близкими. Прошло больше 70 лет, и ее положения как будто перестали работать. Светлана с двумя детьми (5 и 6 лет) больше чем за год не получила ни одной весточки от мужа.

Источник: mk-kaliningrad.ru

Кнопка «Наверх»