Новости

«Мой ребенок — беспечный ездок»: как вовремя распознать и спасти семейного зацепера — МК

«Мой ребенок — беспечный ездок»: как вовремя распознать и спасти семейного зацепера

Паркур, руффинг, трейнхоп – все оттенки смертельного увлечения

Поделиться

Сколько ни борются на железной дороге с зацеперами – экстремалами, которые едут не внутри вагона, а снаружи, им хоть бы хны. Больше того, зараза опасного увлечения расползается – появились зацеперы на автобусах и в метро… Что можно противопоставить такому смертельно опасному «хобби» у ребенка, пока поезд еще не ушел? Как понять, что подросток стал или готовится быть зацепером – в материале «МК».

Люди среднего возраста лихих 90-х припомнят парней, прицепившихся к запяткам трамвая и едущим по своим делам.

Такой зацепинг не только из баловства, но и по необходимости, когда транспорта мало и мест на всех не хватает, еще развит в Индии или Африке.

Зацепинг, или трансерфинг, имеет разновидности. Если не просто висеть на «заду» транспортного средства, а ехать на крыше, то это уже руффинг. Если передвигаться на крыше метровагона, или даже между вагонами в метро – трейнхоппинг (трейнхоп). И, наконец, есть еще транспортный паркур – это когда по верху вагонов поезда бегут или прыгают, перемещаясь с одного вагона, или даже состава на другой. Даже в кино такие эффекты поручают делать не всяким каскадерам.

В США в метро Нью-Йорка в период с 1989 по 2011 года погибло 15 зацеперов и пострадало еще 56. В Германии, где этот вид паркура достаточно популярен, в одном 2008 году при проезде на поездах снаружи погибло 40 человек. В Индонезии – 56 человек тоже за год по тем же причинам. В России, где статистика ведется обо всех погибших на путях ж/д, независимо от причины, утверждают, что именно от зацепинга погибает по несколько десятков молодых людей в год. А калечится в полтора раза больше.

Железнодорожники и полиция борются с зацеперами по мере сил. На некоторых крупных станциях работают бригады антизацепинга, которые стягивают повисших на вагонах малолеток буквально крючьями. Не очень эффективно и совсем не законно.

Хотя и сам зацепинг, безусловно, вне правового поля. Не первый год уже идут разговоры о том, что необходимо повысить штраф и административную ответственность за такие безумные развлечения. Но воз, и на нем зацепер, и ныне там. Штраф за смертельно опасное катание по одной статье 500 рублей, по другой – от 2 до 4 тысяч рублей.

В 2022 году президент подписал закон, увеличивающий штраф для трансерферов в 40 раз. Но пока еще ни одному суду не удалось доказать, что конкретный любитель транспортного экстрима действовал, исходя из хулиганских побуждений. Так что большие штрафы от 120 до 140 тысяч рублей, или даже уголовное наказание до 2 лет – все обещанные кары не работают.

В Главном управлении на транспорте (ГУТ) МВД России считают, что зацеперов все-таки стало меньше. И сами они стали старше: «студенты, либо молодые люди, которые уже работают, в возрасте до 29-30 лет». Однако в жизни цепляющимися за электрички встречаются все больше дети 14-16 лет.

Еще в полиции рассказывают, что несколько лет назад в сети появились разнообразные сообщества, чаты зацеперов, и почти сразу их начали в соответствующем ведомстве блокировать. Однако «МК» через обычный поиск без особого труда нашел в соцсетях группу трейнхопперов из Петербурга, транспортных паркурщиков и транспортных же руфферов. Вполне вероятно, что там полно и других любителей ощутить на себе ветерок, а в себе адреналин. Просто они в названиях используют сленг или внутренний код. Те же кибер-полицейские признаются, что в каждой заблокированной группе состояли тысячи человек. И групповые заезды, о которых договариваются заранее, тоже никуда не делись.

— Веревки, ключи и карабины для крепления, строительные перчатки, – рассказывает об атрибутике зацеперов социальный психолог Валерий Раушинский. – Особенно перчатки. Если ребенок использует именно плотные перчатки, смело вызывайте его на разговор. Веревки в вещах тоже должны насторожить. Амуниция зацеперов здорово отличается от альпинистского снаряжения – а они иногда так родителям мозги пудрят, что скалолазаньем занялись. Не поленитесь погуглить или еще как-то проверить, можно с таким оборудованием лазать по горам, или все-таки по электричкам. Есть ли там каска, защиты для рук, для ног – у зацеперов они «западло».

Что делать, если ребенок зацепер? Устраивать истерику, запрещать и шантажировать опасно и неэффективно. Хотя объяснить смертельную опасность этого увлечения, рассказать и показать, конечно, необходимо.

Можно попробовать перебить увлечение чем-то другим. Только, опять же, не в стиле «заменим махач на консерваторию». Если подростку нравится экстрим и какие-то рискованные занятия, то такова и должна быть альтернатива. Вместо руффинга рафтинг, вместо трансерфинга скейтбординг, вот так, примерно. Сейчас очень много разных секций, разных видов спорта в доступе, фитнеса, единоборств. Вместе обсудить, вместе выбрать. И, главное, родителю надо обязательно включиться, курировать эти новые занятия. При невнимании все вернется на круги своя, потому что старое всегда понятнее и проще. А для нового необходимы усилия.

Источник: mk-kaliningrad.ru

Кнопка «Наверх»